АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ
Анализ информации о надежности рекомендуете® проводить по объектам обслуживания: отдельным
агрегатам, устройствам, функциональным системам,, отдельным частям планера и т. п. Располагая такой, информацией об отказах и неисправностях по объектам обслуживания, можно провести ее качественный: и количественный анализ.
Качественный анализ позволяет установить степень влияния различных отказов и неисправностей: на работоспособность отдельных агрегатов или системы в целом, оценить последствия, к которым может привести появление тех или иных неисправностей, выявить основные конструктивно-производственные недостатки, недостатки эксплуатации и ремонта. С помощью качественного анализа выявляют наименее надежные узлы и агрегаты авиационной техники, намеча
ют мероприятия, которые необходимо провести для ■обеспечения работоспособности систем при появлении неисправностей. В зависимости от степени опасности неисправностей в одних случаях может потребоваться •немедленное проведение работ по их устранению, в. других они могут быть отсрочены до возвращения ВС в базовый аэропорт или до очередной формы периодического обслуживания. В результате качественного анализа можно сделать предварительные выводы о «возможности изменения периодичности обслуживания — объектов и определить в некоторых случаях основные направления экспериментальных и теоретических исследований по повышению надежности изделий.
Количественный анализ позволяет определить •фактический уровень надежности авиационной техники, оценка которого производится с помощью показателей, получаемых по определенным математическим зависимостям. При этом основными величинами, .используемыми в расчетах, являются число отказов или неисправностей и величина наработки (часы, ■посадки, циклы и т. д.). Расчетные показатели надежности сравниваются с нормативными и используются для их уточнения.
Для авиационной техники установлен ряд нормируемых показателей надежности, которые проверяются и уточняются в процессе длительной эксплуатации. К ним относятся: вероятность безотказной
работы при выполнении рейса и наработка на отказ, •выявленный в полете; наработка на отказ, приведший к авиационному происшествию или предпосылки к авиационному происшествию; наработка на неисправность, выявленную в полете и на земле при оперативных формах обслуживания с учетом всех неисправностей, обнаруженных при всех видах обслуживания, а также наработка на отказ отдельных агрегатов, двигателя, приведший к досрочному их-съему.
Приведенные показатели надежности определяют — с использованием статистических данных по- отказам ;и неисправностям, полученным в процессе эксплуата — .ции авиационной техники.